1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (АККОРДЕОН) Разработчик: Королева М.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа разработана на основе и  с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального  искусства  «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Владение исполнительскими умениями и навыками позволяет учащимся соприкоснуться с лучшими образцами мировой музыкальной культуры различных эпох, стилей и жанров.
Данная программа направлена на качественную подготовку ребенка и формирование его профессиональной компетентности. Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Программа предусматривает работу с одаренными детьми в области искусства. Она имеет более высокий уровень сложности по сравнению с общеразвивающими программами.

2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БАЛАЛАЙКА) Разработчик: Филиппов А.Л., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Отличительной особенностью данной программы является вариативность. Программа предусматривает не только базовое 7-ми летнее обучение, но и сокращенное 5-ти летнее обучение. Различные сроки обучения дают возможность осуществить дифференцированный подход к образованию и воспитанию учащихся,  отличающихся по  возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.
Сокращение программы происходит в старших классах и регулируется педагогом. Теоретический материал программы ребенок в любом случае осваивает полностью (только с разной скоростью). Реальное сокращение программы происходит за счет часов, отведенных на проработку и освоение исполнительского репертуара учащегося.
Индивидуальный подход к подбору учебного репертуара обеспечивает возможность выполнения важной задачи музыкального образования – приобщения к миру искусства, а также позволяет определить перспективы развития каждого ребёнка.
В программе широко представлен поэтапный план обучения игры на балалалайке, даны две выпускные программы (5-ти и 7-и летнего обучения), развёрнуто представлен репертуарный список и методические комментарии.

3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ГИТАРА) Разработчик: Гриневич Г.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (ФГТ).
Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на гитаре, умений и навыков сольного исполнительства, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на гитаре включает музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

4. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ДОМРА) Разработчик: Полумордвинова Т.А.
Аннотация
Направленность: художественнаяВозраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Цель программы — формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей культуры и предпрофессиональная подготовка наиболее одаренных детей.
В процессе реализации программы стоят определенные задачи: развить музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальное мышление. Воспитать артистические качества, потребность в творческой реализации. Научить учащихся исполнительским приемам, грамотному чтению нотного текста. Развить технические данные. Особое внимание уделяется упражнениям на координацию движений рук, контролю ровности звучания медиатора.
В программе предлагается несколько исполнительских программ, рассчитанных на индивидуальные возможности ученика.
Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.

5. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА) Разработчик: Рябоконь О.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Струнные инструменты
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.
Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

6. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и музыкальные инструменты» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БЛОКФЛЕЙТА) Разработчики: Драбкин И.Л.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок образования: 5 лет
Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Специфика духовых инструментов определяет не только различные сроки обучения игре на этих инструментах, но и возраст, а точнее возрастное физическое здоровье учащегося. Поскольку возраст желающих играть на духовых инструментах порой достигает всего 6-7 лет, то нормальной практикой в нашей стране стало первоначальное двух-трёх годичное обучение на блокфлейте.
Освоение в таком возрасте «большого» духового инструмента (гобой, фагот, саксофон, труба, тромбон, туба и т.д.) является задачей практически невыполнимой ввиду недостаточности физических кондиций ребёнка. Поэтому блокфлейта — замечательная альтернатива своим большим собратьям. Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на «большой» инструмент. В то же время блокфлейта является инструментом вполне самостоятельным и самодостаточным.
При лёгкости как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нём, блокфлейта даёт возможность знакомить учащегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбушюра (от фр. bouche — рот). И это не говоря уже о том, что аппликатура блокфлейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов. Блокфлейта позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.

7. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА Разработчики: Богданова И.В.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

8. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету ХОР Разработчики: Нечипоренко Л.П.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа   учебного предмета «Хор»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство — один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение»учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

9. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» по учебному предмету ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ Разработчик: Финогенова С.П.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Актуальность предпрофессиональной программы по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» исходит из насущной социально-педагогической потребности в обновлении содержания дополнительного образования и улучшении воспитания подрастающего поколения.
Программа адресована, прежде всего, педагогам учреждений дополнительного образования детей: школ искусств, фольклорных студий, центрам внешкольной работы, руководителям фольклорных ансамблей.
Данная программа является синтезом основных форм художественной деятельности детей по приобщению их к богатейшему наследию наших предков: музыкальному фольклору, этнографии, фольклорному ансамблевому пению, изучению календарно-обрядового цикла. Программа предполагает факультативное знакомство с русскими народными костюмами, домашней утварью и бытом, освоение основных приемов традиционных наигрышей на народных инструментах, знакомство с основами народной хореографии.
Отличительной особенностью программы является соединение всех вышеперечисленных направлений в постановочной работе фольклорного театра. Кроме того, новизна программы заключается в том, что полученный в результате этнографических экспедиций по Самарской области музыкальный материал используется в исполнительской практике фольклорных ансамблей, обрядовых постановках.

10. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение» по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО Разработчик: Адриановская Е.Л.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа учебного предмета «Сольфеджио»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительным  предпрофессиональным  общеобразовательным  программам  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор».
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

11. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» по учебному предмету РИТМИКА Разработчик: Гришаенко Т.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-9 лет
Срок образования: 2 года
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные, как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно-сценический танец».

12. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» по учебному предмету ГИМНАСТИКА Разработчики: Гришаенко Т.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-9 лет
Срок образования: 2 года
Программа  учебного предмета  «Гимнастика»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  общеразвивающей  общеобразовательной  программе  в  области  хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений классического танца.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных у детей.
Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.

13. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Разработчик: Буланова С.Е.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-10 лет
Срок образования: 3 года
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,  выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

14. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ Разработчик: Буланова С.Е.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-10 лет
Срок образования: 3 года
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

15. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» по учебному предмету СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ Разработчики: Фатеева М.И.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Сольное пение»  направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Сольное пение – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Сольное пение»  и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

16. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» по учебному предмету НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА Разработчик: Башкардина И.Ф.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок образования: 4 года
Программа учебного предмета «Народная  культура»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Народная  культура» является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное творчество»непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль»,«Сольфеджио», «Музыкальная литература», что дает возможностьобучающимсявосприниматьявления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
— воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
— воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной  ценности народа, осознание  фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств и, помимо образовательных задач, решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

17. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» по учебному предмету ТАНЕЦ Разработчик: Гришаенко Т.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-9 лет
Срок образования: 2 года
Программа учебного предмета «Танец»  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически чёткой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
На уроке танца в детской школе искусств учащиеся знакомятся с простейшими танцевальными шагами, рисунками танца, упражнениями на ориентировку в пространстве, элементами классического и народного танцев, исполняют хореографические этюды и передают в движении образное содержание музыки.
Учебный предмет «Танец» является начальным звеном в хореографическом образовании и служит подготовительным этапом  для дальнейшего предпрофессионального обучения.

18. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ Разработчик: Буланова С.Е.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-10 лет
Срок образования: 3 года
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана  на основе и с учетом  федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным  общеобразовательным программам в области изобразительного искусства  «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

19. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету ЛЕПКА Разработчик: Буланова С.Е.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-10 лет
Срок образования: 3 года
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным  предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить  образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» — взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «Подготовка концертных номеров», «Ритмика», «Слушание музыки и музыкальная грамота».

20. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету  ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО  Разработчик: Кокорева Т.М.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7,5-15 лет
Срок образования: 7 лет
Программа учебного предмета  «Фортепиано»  разработана  на  основе  и  с учетом федеральных государственных требований к дополнительным  предпрофессиональным общеобразовательным программам в области  музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств  обучающимся на струнном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

21. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое исполнительство» по учебному предмету ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ Разработчик:  Глазкова Л.В.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в  области  искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами предметной области «Хореографическое исполнительство» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Хореографическое творчество». На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танцев, а также на уроках по предметам «Танец», «Ритмика» и «Гимнастика».
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании плана работы хореографического отделения и учебного заведения в целом.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и  индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.

22. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое исполнительство» по учебному предмету КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ  Разработчик:  Гришаенко Т.Н.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-15 лет
Срок образования: 8 (9) лет
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к   дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства  «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры,  знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно,  с возрастающей степенью трудности,  изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro, пальцевой техники.
Ее освоение способствует формирова­нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив­ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта­зии, раскрытию индивидуальности.