Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы художественной направленности (для 1-3 классов)

1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на АККОРДЕОНЕ Разработчик: Королева М.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Создание данной программы обусловлено изменением социального заказа, формируемого обществом, а также стремительно развивающимся современным искусством, в частности, появлением новых форм, стилей и направлений в музыке, что способствует поиску способов обновления содержания, форм и методов образования, соответствующих социально-позитивным интересам личности.
Программа на получение учащимися общего музыкального образования и эстетического воспитания. Этот синтез ставит перед педагогом ряд специфических проблем, решение которых невозможно без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, внимательного изучения и бережного сохранения сложившихся профессиональных традиций, а также освоения прогрессивного опыта.
Примененная в программе технология разноуровневой дифференциации предполагает дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от возраста, музыкальных данных, уровня подготовки и других индивидуальных особенностей.

2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на БАЛАЛАЙКЕ  Разработчик: Филиппов А.Л., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Отличительной особенностью данной программы является вариативность. Индивидуальный подход к подбору учебного репертуара обеспечивает возможность выполнения важной задачи музыкального образования – приобщения к миру искусства, а также позволяет определить перспективы развития каждого ребенка.
В программе широко представлен поэтапный план обучения игры на домре, развернуто представлен репертуарный список и методические комментарии.

3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на шестиструнной ГИТАРЕ  Разработчик: Гриневич Г.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
В основу адаптированной программы для шестиструнной гитары легла программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, составителями которой являются педагоги ДМШ №1 им. Д. Шостаковича (г. Самара) Захаров В.И., Захарова Н.Г., опубликованная  в 1999 г.
Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, студии. За время обучения педагог должен развить творческие задатки учащегося, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара музыкальной школы, сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях, аккомпанирования легких партий.
Наиболее одаренных учащихся школа призвана подготавливать для продолжения музыкального образования.
Со временем потребовался такой репертуар, который мог бы легко играться и в то же время с удовольствием слушаться публикой разного уровня подготовки. В результате многочисленных поисков, новая редакция программы была усовершенствована, дополнена пьесами современных композиторов и самарских исполнителей. Внесены новые обработки, более удобные для игры.

4. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ДОМРЕ Разработчик: Полумордвинова Т.А., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Данная программа строится на базе 5-летнего курса обучения детей. Цель программы — формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.
В процессе реализации программы стоят определенные задачи:
Развить музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальное мышление. Воспитать артистические качества, потребность в творческой реализации. Научить учащихся исполнительским приемам, грамотному чтению нотного текста. Развить технические данные. Особое внимание уделяется упражнениям на координацию движений рук, контролю ровности звучания медиатора.
В программе предлагается несколько исполнительских программ, рассчитанных на индивидуальные возможности ученика.
Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.
Педагог должен всегда помнить, что музыкальное и техническое развитие ученика во многом зависит от его индивидуальных особенностей: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня мышления и многого другого. Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика и в соответствии с ними строить свою работу.

5. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ФЛЕЙТЕ Разработчик: Драбкин И.Л., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Специфика духовых инструментов определяет не только различные сроки обучения игре на этих инструментах, но и возраст, а точнее возрастное физическое здоровье учащегося. Поскольку возраст желающих играть на духовых инструментах порой достигает всего 6-7 лет, то нормальной практикой в нашей стране стало первоначальное двух-трёх годичное обучение на блокфлейте.
Освоение в таком возрасте «большого» духового инструмента (гобой, фагот, саксофон, труба, тромбон, туба и т.д.) является задачей практически невыполнимой ввиду недостаточности физических кондиций ребёнка. Поэтому блокфлейта — замечательная альтернатива своим большим собратьям. Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на «большой» инструмент. В то же время блокфлейта является инструментом вполне самостоятельным и самодостаточным.
При лёгкости как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нём, блокфлейта даёт возможность знакомить учащегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбушюра (от фр. bouche — рот). И это не говоря уже о том, что аппликатура блокфлейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов. Блокфлейта позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.

6. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ФОРТЕПИАНО Разработчик: Кокорева Т.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Курс обязательного фортепиано для учащихся инструментального отделения ДШИ органически связан с занятиями по специальному предмету и играет немаловажную роль, поскольку учащиеся оркестрового отдела (скрипачи, виолончелисты, «духовики»), вокального отдела и отдела народных инструментов только за роялем могут получить исчерпывающее представление о полифонической связи, гармонической структуре произведения. Без практической работы за фортепиано невозможно выполнение заданий по курсу музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио, музыкальная литература, чтение партитур.
Сама форма занятий  в классе позволяет с максимальной степенью эффективности осуществлять принципы гумманизации образования, дифференцировать педагогические задачи и методы, реализовать принципы индивидуального подхода,  учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ребенка: характер, интересы, физические данные, уровень умственного развития и музыкальных способностей.

7. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу ХОРОВОГО ПЕНИЯ  Разработчик: Нечипоренко Л.П., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Хоровой класс организуется на инструментальных отделениях ДШИ, занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В процессе совместного исполнения у детей развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, интонация, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка: воображение, творческая активность, целеустремленность, волевые качества, взаимовыручка, чувство локтя.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые уроки для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний.

8. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА «Радуга»  Разработчик: Кадыкова Е.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Образовательная программа детского хорового коллектива «Радуга» адресована педагогам учреждений дополнительного образования детей, руководителям детских хоровых коллективов, вокальных ансамблей, образцовых коллективов, руководителям школ и студий хорового пения.
Программа направлена на овладение учащимися основных певческих навыков, развитие музыкальных способностей детей, овладение знаниями и умениями в области нотной грамоты, знакомство с историей музыкальной культуры своего края, России, зарубежных стран, воспитание и совершенствование эмоциональной сферы детей, формирование музыкальной культуры в целом.
В программе используется комплексный подход к выбору форм, методов и приемов обучения. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Интеграция программного курса с хореографией, навыками сценического движения, пластикой, режиссурой, инструментальным исполнительством и изобразительным искусством позволили создать на базе детского хорового коллектива «Радуга» музыкальный театр. Учитывая современные тенденции в хоровом искусстве, работа по данной программе создает возможность для создания более мобильных коллективов – ансамблей иностранной песни и солистов эстрадной песни в рамках детского хорового коллектива «Радуга».

9. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу СОЛЬФЕДЖИО  Разработчик: Романова Т.И., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств.

10. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» Разработчик: Куликова Е.В., Зубкова В.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации:  1 год
Решая практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно связано с местными этническими и национальными особенностями. Поэтому содержание предлагаемой программы строится на традициях русского народного искусства и искусства народов Поволжья, решает актуальную задачу формирования личности ребенка, как носителя традиций художественной культуры.
Программа знакомит с основными технологическими процессами создания изделий из дерева, картона, бумаги, глины и других материалов; с дисциплинами «батик», «валяние»; обучает основам проектирования и конструирования, свойствам материалов и владению инструментами.

11. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по хореографии «РИТМИКА»  Разработчик: Гладкая О.А., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-9 лет
Срок реализации: 2 года
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные, как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.

12. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по хореографии «ГИМНАСТИКА»  Разработчик: Гладкая О.А. , ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-9 лет
Срок реализации: 2 года
Программа  учебного предмета  «Гимнастика»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  общеразвивающей  общеобразовательной  программе  в  области  хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений классического танца.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных у детей.
Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.

13. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ФОРТЕПИАНО»  Разработчик: Кокорева Т.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Курс обязательного фортепиано для учащихся инструментального отделения ДШИ органически связан с занятиями по специальному предмету и играет немаловажную роль, поскольку учащиеся оркестрового отдела (скрипачи, виолончелисты, «духовики»), вокального отдела и отдела народных инструментов только за роялем могут получить исчерпывающее представление о полифонической связи, гармонической структуре произведения. Без практической работы за фортепиано невозможно выполнение заданий по курсу музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио, музыкальная литература, чтение партитур.
Сама форма занятий  в классе позволяет с максимальной степенью эффективности осуществлять принципы гумманизации образования, дифференцировать педагогические задачи и методы, реализовать принципы индивидуального подхода,  учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ребенка: характер, интересы, физические данные, уровень умственного развития и музыкальных способностей.

14. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» Разработчик: Сморкалова Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Отличительные особенности программы – обеспечение при её реализации комплексного подхода к художественно-эстетическому развитию и обучению изобразительному искусству детей младшего школьного возраста на тесном взаимодействии и синтезе изобразительного искусства, музыки и литературы. Она включает в себя две учебные программы «Азы творческой деятельности» и «Искусство объема». Программа взаимосвязана с другими художественными дисциплинами, такими как: рисунок, живопись, композиция, скульптура, керамика, батик, основы дизайна, история искусств и др.
При реализации программы используются современные образовательные технологии компетентностно-ориентированного образования: «метод проектов», «портфолио учащихся», эффективные методики творческого развития детей: театрализация, обучающие игры, викторины.
Применение современных образовательных технологий позволяет с самой ранней стадии обучения заложить основу для активного развития креативных способностей учащихся, начать работу по формированию эстетического вкуса, заложить основы самостоятельности.

15. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа пор предмету «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»  Разработчик: Кашина Е.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Современная эстрадная музыка наиболее близка детям по сути, по духу, по времени.
Исполнение песен эстрадного репертуара позволяет ребенку наиболее полно раскрыть свои творческие способности, реализовать себя в исполнительстве. Публичные выступления ребенка на сцене развивают волю, внимание, мышление, уверенность в себе целеустремленность, умение достигать результата, помогает детям приобрести авторитет у сверстников почувствовать свою значимость. Занятия пением положительно влияют на общее самочувствие и здоровье ребенка. Пение укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
Современная эстрадная музыка коммерционализирована. Музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки. Борьба с псевдомузыкальным багажом является главной задачей педагога по эстрадному вокалу.
В настоящее время нет изданной программы по эстрадному вокалу для обучения детей. Поэтому педагогу необходимо систематизировать и обобщить теоретический опыт из разных источников — в этом актуальность данной программы.

16. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР»  Разработчик: Демакова Т.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Актуальность создания данной программы обусловлена в первую очередь поиском инновационных технологий обновления содержания, форм и методов обучения в дополнительном образовании, которые отвечают современным требованиям как общества, так и личности.
Информатизация в нашем обществе достигла такого уровня, что компьютерные технологии проникли во все сферы нашей жизни, в том числе и в дополнительное образование.
В качестве одного из инструментов информатизации музыкального образования выступает клавишный синтезатор.
Электронное музыкальное творчество как новый вид деятельности расширяет сферу музыкальных интересов и творческих стремлений учащихся, создает новые условия для самореализации и саморазвития личности ребенка. Использование клавишного синтезатора способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства.
Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента.
Программа предназначена для обучения игре на синтезаторе, использования ее в учебном процессе ДМШ, ДШИ г.о. Самары и адресована преподавателям, работающим в области освоения музыкально-компьютерных технологий.

18. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»  Разработчик: Ельченко С.Г., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Пение – вид музыкальной деятельности, наиболее доступный для человека. Из всех существующих музыкальных инструментов голос имеет особенную силу эмоционального воздействия. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на умственное развитие, формировании речи (возводит ее на более высокую ступень, а речь, как известно, является основой мышления).
Правильное вокальное воспитание детей должно осуществляться не только в кружках, но, в первую очередь, в школах. Заставить детей молчать невозможно: их голоса всегда слышны, они кричат, поют и часто неправильно. Поэтому вокальное воспитание необходимо осуществлять в школах и желательно начинать с раннего возраста.
Особенностью программы является обучение сольному пению в тесной взаимосвязи со смежными специальными дисциплинами: «вокальный ансамбль» большой и малой формы, культура речи, основы актерского мастерства, музыкально-теоретические дисциплины, хор (успешность этой формы работы может осуществляться лишь в тесном методическом контакте педагогов хорового и сольного пения, т.к. отсутствие у них единомыслия, касающегося главным образом характера звучание голосов детей, способно внести в занятия разногласия и вся работа педагогов утратит свое значение).

19. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная комплексная программа отделения народной культуры «ШКОЛА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»  Разработчик: Финогенова С.П., Цацурина Н.С., Фатеева М.И., Чайка И.Б., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Программа адресована, прежде всего, педагогам учреждений дополнительного образования детей (школ искусств, фольклорных студий, кружков, школ раннего развития ребенка и т.п.), но также частично или полностью может использоваться учителями общеобразовательных учреждений.
Комплексность программы обусловлена тем, что, в отличие от современной культуры, которая узко специализирована, и изучение ее отдельных направлений не способствует выработке у детей целостного мировоззрения, народная культура в силу своей синкретичности дает понимание целостности картины мира и формирует целостное мировоззрение.
Программа соединяет в себе историю, этнографию, фольклорное ансамблевое и сольное пение, этносольфеджио, народное декоративно-прикладное творчество, основы народной хореографии, игру на народных музыкальных инструментах, обрядовую кухню и фольклорный театр.
Наряду с образовательным задачами, одним из важнейших принципов программы является воспитательный аспект. Программа призвана содействовать эстетическому воспитанию учащихся, через изучение родной культуры развить интерес и понимание достижений всей мировой художественной культуры в целом; способствовать раскрытию творческого потенциала учащегося, выявлению и развитию его природных способностей; содействовать социализации, развитию коммуникативных качеств; сформировать такие личностные качества как: патриотизм, уважение к предкам, забота о потомках, толерантность, понимание значимости семьи.

20. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на СКРИПКЕ  Разработчик: Рябоконь О.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Программа охватывает круг задач, стоящих пред школой искусств. В программе учитывается, что, наряду с индивидуальными занятиями на уроках по специальности, много внимания уделяется игре в ансамблях, концертам учащихся с участием педагогов. Для этого, помимо репертуарного списка по специальности, в программе есть подробный репертуар ансамблей.
Форма занятий в классе скрипки – индивидуальная, что создает педагогу необходимые условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его индивидуально-психологических свойств (способностей, характера, темперамента, интересов), физических данных, уровня умственного развития. Она позволяет с максимальной степенью эффективности реализовать принцип индивидуального подхода.
Методические рекомендации и репертуарный список учитывают
разный уровень способностей учащихся, выстроены с учетом соблюдения принципа постепенного и последовательного обучения.

21. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ И АККОМПАНЕМЕНТ» Разработчик: Каргина Н.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6,5-12 лет
Срок реализации: 5 лет
В настоящее время остро стоит вопрос вовлечения учащихся в учебный процесс,  поддержания  интереса  к  занятиям,  раскрытия  индивидуальных  способностей  каждого  ученика. Гибкий и свободный в плане выбора репертуара курс фортепианного ансамбля и аккомпанемента помогает в  решении  этих  проблем.
Настоящая программа составлена для учащихся   фортепианного  отделения ДШИ с таким  расчетом,  чтобы  за  пять  лет обучения освоить  такую  форму  музыкального  исполнительства  как  ансамблевое  музицирование.
Этот  курс,  идущий  параллельно  с  основным  курсом  специального  фортепиано,  призван  расширить  музыкальный  кругозор  учащихся,  дополнить  и  обогатить  основные  навыки  и  умения,  полученные  на  уроках  специального  фортепиано, раскрыть  музыкальные  и  эмоциональные  стороны учащегося,  его  артистизм,  повысить  интерес  к  занятиям.

22. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ  Разработчик: Альмеева Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-9 лет
Срок реализации: 2 года
Драматический театр – это всеобъемлющая форма творчества, требующая максимально разносторонней одаренности. Театр своей многомерностью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении реальности этого мира, заразить его добром. Желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Программа рассчитана на двухлетнее обучение для учащихся в возрасте от 6 до 9 лет.
Количественный состав учащихся на 1 году – 12-15 человек в группе, на втором году обучения – 10-12 учащихся.
Отличительными особенностями данной программы является то, что основной упор в образовательной деятельности делается не на воспитание профессионального актера из учащегося, а на раскрытие перед ребенком такого вида искусства в мировой культуре, как театральное искусство.

23. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ВАЛЯНИЕ» Разработчик: Зубкова В.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Программа реализуется на базе П/К «Арт-студия».
Народное искусство «Валяние» — старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Овладения этим ремеслом вызывают интерес у учащихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Кроме того,  изучение технологии не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.

 24. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по прикладному творчеству «ЛЕПКА И КЕРАМИКА» Разработчик: ПДО ДШИ №8 «Радуга» Беляева Е.Ю.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Программа реализуется в смешанных группах из детей с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных школ. Использование экстернальной интеграции (совместное обучение детей с проблемами слуха и нормально слышащих детей) показывает положительный эффект. В группе дети помогают друг другу в работе, происходит живое сотрудничество. Общение слабослышащих детей со здоровыми способствует формированию у них адекватного отношения к действительности, потребности в коллективном творчестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности». Совместное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать свой творческий потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе.
Занятия с глиной – лепка, разминание, сглаживание – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных. Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, образованию новых ассоциативных связей.

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы художественной направленности (для 4-8 классов)

1.Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ФОРТЕПИАНО  Разработчик: Волкова Е.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации: 7 лет
Отличительной особенностью программы является комплексный подход  к обучению, предполагающий формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.
В программе реализуется принцип уровневой дифференциации обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (что отражается в выборе соответствующего репертуара: для слабых, средних и одаренных учащихся, а также в различных формах отчетности, например: для более слабых детей – зачет в классном порядке, для подвинутых – конкурс, сольный концерт).
Предполагается применение исследовательских видов деятельности (участие учащихся в НПК с музыковедческими работами, написание рефератов).
Особое внимание уделяется повышению мотивации к учебе, исполнительской и творческой деятельности у учащихся (через использование в репертуаре новых современных произведений, например, джазовых и эстрадных, оригинальных переложений и аранжировок для фортепиано произведений для духового оркестра, увертюр и т.п.).
Эффективность и результативность данной программы неоднократно подтверждалась различными победами и достижениями воспитанников отделения в конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровней.

2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ФОРТЕПИАНО»  Разработчик: Кокорева Т.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 6 лет
Курс обязательного фортепиано для учащихся инструментального отделения ДШИ органически связан с занятиями по специальному предмету и играет немаловажную роль, поскольку учащиеся оркестрового отдела (скрипачи, виолончелисты, «духовики»), вокального отдела и отдела народных инструментов только за роялем могут получить исчерпывающее представление о полифонической связи, гармонической структуре произведения. Без практической работы за фортепиано невозможно выполнение заданий по курсу музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио, музыкальная литература, чтение партитур.
Сама форма занятий  в классе позволяет с максимальной степенью эффективности осуществлять принципы гумманизации образования, дифференцировать педагогические задачи и методы, реализовать принципы индивидуального подхода,  учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ребенка: характер, интересы, физические данные, уровень умственного развития и музыкальных способностей.

3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ И АККОМПАНЕМЕНТ»  Разработчик: Каргина Н.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 6 лет
Настоящая  программа  составлена  для  учащихся   фортепианного  отделения ДШИ с таким  расчетом,  чтобы  за  шесть  лет обучения (2-5 классы – фортепианный ансамбль, 6-7 классы – аккомпанемент) освоить  такую  форму  музыкального  исполнительства  как  ансамблевое  музицирование.
Этот  курс,  идущий  параллельно  с  основным  курсом  специального  фортепиано,  призван  расширить  музыкальный  кругозор  учащихся,  дополнить  и  обогатить  основные  навыки  и  умения,  полученные  на  уроках  специального  фортепиано, раскрыть  музыкальные  и  эмоциональные  стороны учащегося,  его  артистизм,  повысить  интерес  к  занятиям.
Программа  рассчитана  на  индивидуальные и групповые (чаще  дуэтные)  занятия  один  час  в  неделю.

4. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР» Разработчик: Демакова Т.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-17 лет
Срок реализации: 7 лет
Актуальность создания данной программы обусловлена в первую очередь поиском инновационных технологий обновления содержания, форм и методов обучения в дополнительном образовании, которые отвечают современным требованиям как общества, так и личности.
Информатизация в нашем обществе достигла такого уровня, что компьютерные технологии проникли во все сферы нашей жизни, в том числе и в дополнительное образование.
В качестве одного из инструментов информатизации музыкального образования выступает клавишный синтезатор.
Электронное музыкальное творчество как новый вид деятельности расширяет сферу музыкальных интересов и творческих стремлений учащихся, создает новые условия для самореализации и саморазвития личности ребенка. Использование клавишного синтезатора способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства.
Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента.
Программа предназначена для обучения игре на синтезаторе, использования ее в учебном процессе ДМШ, ДШИ г.о. Самары и адресована преподавателям, работающим в области освоения музыкально-компьютерных технологий.

5. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА» Разработчик: Куликова Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Программа адресована учащимся выпускного класса (4 год обучения) первой ступени обучения отделения изобразительного искусства ДШИ №8 «Радуга».
Отличительные особенности программы – обеспечение при её реализации комплексного подхода к художественно-эстетическому развитию и обучению изобразительному искусству детей младшего школьного возраста на тесном взаимодействии и синтезе изобразительного искусства, музыки и литературы. Она включает в себя две учебные программы «Азы творческой деятельности» и «Искусство объема». Программа взаимосвязана с другими художественными дисциплинами, такими как: рисунок, живопись, композиция, скульптура, керамика, батик, основы дизайна, история искусств и др.
При реализации программы используются современные образовательные технологии компетентностно-ориентированного образования: «метод проектов», «портфолио учащихся», эффективные методики творческого развития детей: театрализация, обучающие игры, викторины.
Применение современных образовательных технологий позволяет с самой ранней стадии обучения заложить основу для активного развития креативных способностей учащихся, начать работу по формированию эстетического вкуса, заложить основы самостоятельности.

6Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «СКУЛЬПТУРА» Разработчик: Никитин Н.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации:  5 лет
Актуальность данной программы заключается в её преемственности и интеграции с другими программами художественного отделения.
Занятия направлены на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, координации зрительного аппарата и рук. Учащиеся учатся сравнивать свою работу с натурой, работать от общего к частному, то есть от общей формы к детализации изображаемого, формируются необходимые навыки техники исполнения: лепка из целого куска, умение работать обеими руками. Постепенно усложняется уровень выполняемых заданий. С первых занятий уделяется важное внимание законам композиции, последовательности выполнения задания, наиболее интересный эскиз становиться основой дальнейшей работы.
В круглой скульптуре композиция выполняется из расчета на круговой обзор. В начале курса обучения задания выполняются без каркасов, особое внимание уделяет сказкам, работе с натуры (овощи, фрукты), вводятся понятия о пропорциях человека.
С натуры выполняются следующие задания: рельефы натюрмортов, архитектурные элементы, розетки и т.д.

7. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на СКРИПКЕ Разработчик: Рябоконь О.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-14 лет
Срок реализации: 8 лет
Программа охватывает круг задач, стоящих пред школой искусств. В программе учитывается, что, наряду с индивидуальными занятиями на уроках по специальности, много внимания уделяется игре в ансамблях, концертам учащихся с участием педагогов. Для этого, помимо репертуарного списка по специальности, в программе есть подробный репертуар ансамблей.
Форма занятий в классе скрипки – индивидуальная, что создает педагогу необходимые условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его индивидуально-психологических свойств (способностей, характера, темперамента, интересов), физических данных, уровня умственного развития. Она позволяет с максимальной степенью эффективности реализовать принцип индивидуального подхода.
Методические рекомендации и репертуарный список учитывают
разный уровень способностей учащихся, выстроены с учетом соблюдения принципа постепенного и последовательного обучения.

8. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ФЛЕЙТЕ И САКСОФОНЕ Разработчик: Драбкин И.Л., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Программа адресована педагогам дополнительного образования детских школ искусств и преподавателям детских музыкальных школ. Она ориентирована на общее музыкально-эстетическое развитие обучающихся, расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса, воспитание музицирующего любителя  музыки. В то же время программа позволяет овладеть достаточным уровнем профессиональных навыков, имеет гибкую технологическую систему и не исключает возможность обучения более способных детей, ориентированных на профильное обучение.
Отличительные особенности программы:
Комплексный подход в подаче материала.  Формирование творческой личности происходит как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения, затрагивающего и взаимодействующего с различными сферами музыкального искусства (музыкальное исполнительство, вокал, слушание музыки, теория музыки, дирижирование и т.п.), а также смежными видами искусств (пластика, актерское мастерство, изобразительное искусство и т.д.).
Дифференцированный подход к обучению.  Программа предусмаривает разноуровневое обучение. При выборе степени освоения материала и углубления предметной деятельности педагог учитывает физические данные и творческие способности каждого конкретного ребенка. Программа содержит трехуровневый вариант примерных экзаменационных программ и перечней музыкальных произведений.
Преподавание наряду с основами традиционного академического музицирования основ  эстрадно-джазового музицирования,  с включением элементов джазовой импровизации.
Освоение информационно-компьютерных технологий и мультимедийного программного обеспечения применимо к использованию в процессе музицирования фонограмм (минус, плюс).

9. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на шестиструнной ГИТАРЕ Разработчик: Гриневич Г.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
В основу адаптированной программы для шестиструнной гитары легла программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, составителями которой являются педагоги ДМШ №1 им. Д. Шостаковича (г. Самара) Захаров В.И., Захарова Н.Г.,  опубликованная  в 1999 г.
Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, студии. За время обучения педагог должен развить творческие задатки учащегося, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара музыкальной школы, сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях, аккомпанирования легких партий. Наиболее одаренных учащихся школа призвана подготавливать для продолжения музыкального образования.
Со временем потребовался такой репертуар, который мог бы легко играться и в то же время с удовольствием слушаться публикой разного уровня подготовки. В результате многочисленных поисков, новая редакция программы была усовершенствована, дополнена пьесами современных композиторов и самарских исполнителей. Внесены новые обработки, более удобные для игры.

10. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на ДОМРЕ  Разработчик: Померанцева Е.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Данная программа строится на базе 5-7 летнего курсов обучения детей. Цель программы — формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.
В процессе реализации программы стоят определенные задачи:
Развить музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальное мышление. Воспитать артистические качества, потребность в творческой реализации. Научить учащихся исполнительским приемам, грамотному чтению нотного текста. Развить технические данные. Особое внимание уделяется упражнениям на координацию движений рук, контролю ровности звучания медиатора.
В программе предлагается несколько исполнительских программ, рассчитанных на индивидуальные возможности ученика.
Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.
Педагог должен всегда помнить, что музыкальное и техническое развитие ученика во многом зависит от его индивидуальных особенностей: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня мышления и многого другого. Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика и в соответствии с ними строить свою работу.

11. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре БАЛАЛАЙКЕ Разработчик: Померанцева Е.М., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Отличительной особенностью данной программы является вариативность. Программа предусматривает не только базовое 7-летнее обучение, но и сокращенное 5-летнее обучение. Различные сроки обучения дают возможность осуществить дифференцированный подход к образованию и воспитанию учащихся,  отличающихся по  возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.
Сокращение программы происходит в старших классах и регулируется педагогом. Теоретический материал программы ребенок в любом случае осваивает полностью (только с разной скоростью). Реальное сокращение программы происходит за счет часов, отведенных на проработку и освоение исполнительского репертуара учащегося.
Индивидуальный подход к подбору учебного репертуара обеспечивает возможность выполнения важной задачи музыкального образования – приобщения к миру искусства, а также позволяет определить перспективы развития каждого ребенка.
В программе широко представлен поэтапный план обучения игры на домре, даны две выпускные программы (5-ти и 7-и летнего обучения), развернуто представлен репертуарный список и методические комментарии.

12. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обучения игре на АККОРДЕОНЕ Разработчик: Королева М.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 5-17 лет
Срок реализации: 9 лет
Программа является базовой (профессионально-ориентированной),  долгосрочной, с применением технологии разноуровневой дифференциации.
Создание данной программы обусловлено изменением социального заказа, формируемого обществом, а также стремительно развивающимся современным искусством, в частности, появлением новых форм, стилей и направлений в музыке, что способствует поиску способов обновления содержания, форм и методов образования, соответствующих социально-позитивным интересам личности.
Программа составлена для реализации в классе аккордеона на музыкально-инструментальном отделении МОУ ДОД ДШИ № 8 «Радуга» – учреждения дополнительного образования, выполняющего функции музыкального допрофессионального обучения, ориентированного не только на продолжение профессионального обучения по данной специальности, но и  в первую очередь на получение учащимися общего музыкального образования и эстетического воспитания. Этот синтез ставит перед педагогом ряд специфических проблем, решение которых невозможно без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, внимательного изучения и бережного сохранения сложившихся профессиональных традиций, а также освоения прогрессивного опыта.
Примененная в программе технология разноуровневой дифференциации предполагает различные сроки реализации программы (5\6 и 7\8) лет, что дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от возраста, музыкальных данных, уровня подготовки и других индивидуальных особенностей.

13. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу СОЛЬФЕДЖИО  Разработчик: Адриановская Е.Л., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Данная программа возникла на основе 38-летней педагогической работы с учащимися ДМШ и ДШИ (в качестве педагога теоретических дисциплин ДМШ №2, ДМШ № 148, ДМШ № 6, ДМШ № 8 «Радуга», преподавателя методики сольфеджио в КМУ для студентов теоретического отделения и руководителя педагогической практики студента). Программа рассчитана на детей разной степени одаренности. Назначение программы – помочь преподавателям ДМШ и ДШИ в их профессиональной работе.
Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки помогают учащимся в их занятиях на инструменте, по музыкальной литературе, ритмике и хору.
Такое объединение обеспечивает:
— межпредметные связи;
— развитие музыкальности и формирование творческого мышления учащихся, их способности оценивать содержание музыки.
Отличительной особенностью программы является более быстрое формирование навыков, умений, приемов развития слуха, ритма, музыкальной памяти.
Программа содержит в себе методы стимулирования творческой, самостоятельной деятельности детей, такие как сочинение, музицирование, импровизация.

14. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «СОЛЬФЕДЖИО» (образовательная программа для учащихся вокально-хорового отделения и отделения народной культуры). Разработчик: ПДО ДШИ №8 «Радуга» Романова Т.И.
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 5 лет
В ДШИ одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио. На уроках сольфеджио педагог воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, современных композиторов, лучших представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.
Данная программа рассчитана на пятилетний срок обучения. В отличие от базовых семилетних программ по сольфеджио эта программа предоставляет возможность получения основного объема знаний, а также сопутствующих умений и навыков по предмету сольфеджио за 5 лет. Это особенно удобно, когда идет речь об учащихся отделений ДМШ и ДШИ, имеющих 5-летний учебный план (к примеру, народные инструменты, вокал и т.п.).
Кроме того, новизна данной программы заключается в применении различных учебных методик: принципы методики преподавания хорового сольфеджио Г. Струве, М. Котляревской-Крафт, А. Барабошкиной, Е. Давыдовой, материалы с курсов Т. Боровик «От слова к музыке, от движения – к мышлению».

15. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Разработчик: Романова Т.И., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-14 лет
Срок реализации: 4 года
Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с со­бытиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучения учащихся детских музыкальных школ.
Учебный план данной программы дополнен новым материалом, отредактирован и отвечает требованиям нового времени. В него введены лекции по изучению искусства стран древнего мира, эпохи возрождения и григорианского хорала, изучается строение мессы. Блок жанра «Песня» сокращен и  рассматривается как исторический документ эпохи советской России. Много обзорных лекций по творчеству  Баха, Орландо Лассо, Палестрино. Доступно и широко представлены эпохи классицизма, Рококо Барокко. В седьмом классе углубленно изучается творчество таких великих композиторов, как Стравинский, Рахманинов, крупные музыкальные формы; современная музыка Шнитке, Рыбникова и Щедрина.
В программе представлены жанры не только академической, но и популярной музыки ХХ-ХХI вв.: мюзикл, рок-опера, авторская песня, джаз, музыка в стиле «кантри», музыка кино и телевидения, классика в обработке известных музыкантов-исполнителей.
Программа по курсу музыкальной литературы частично перекликается с предметным курсом «Мировой художественной культуры», что может быть выгодно использовано преподавателями обоих курсов. Обнаружение межпредметных связей и подача учебного материала этих двух дисциплин в их тесной взаимосвязи позволит представить учащимся максимально полную картину развития мировой художественной культуры, в том числе музыкальной, значительно расширит кругозор подростков, обусловит дополнительную прочность и качественность в усвоении материала.

16. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ЖИВОПИСЬ» Разработчик: Куликова Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации: 4 года
Живопись — вид изобразительного искусства, традиционно занимающий первое место в их триаде (живопись, скульптура, графика).
Главное выразительное средство живописи — цвет (колорит). Его характеристики способны вызывать различные ассоциации, чувства, усиливать эмоциональность и выразительность изображения. Также важными средствами художественной выразительности в живописи являются светотень, «общий тон» и техника исполнения работы. Поэтому много заданий в программе отведено изучению выразительных средств живописи.
Следующая важная проблема, рассматриваемая в программе — это построение объема и пространства в живописи. Она связана с воздушной и линеиной перспективой, пространственными свойствами теплых, холодных и дополнительных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего тона постановки. Решение этих проблем и создание хорошей живописной работы без предварительного и параллельного рассмотрения их в рисунке и композиции невозможно. Поэтому в предлагаемой программе по живописи все задания отстают на 1-2 занятия от заданий по рисунку и тесно связаны с заданиями по композиции. Такая система хороша тем, что знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на занятиях по рисунку, пополняются, закрепляются и рассматриваются уже с новых позиции в живописи. Это способствует повышению мастерства.

17. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по прикладному творчеству «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»  Разработчик: ПДО ДШИ №8 «Радуга» Беляева Е.Ю.
Аннотация
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: 3 года
Личность слабослышащих детей характеризуется трудностями понимания эмоций других людей, высших социальных чувств, сложностями морально-этических представлений и понятий, низкой самооценкой, проявляемой в импульсивности, эгоцентричности, внушаемости.
Занятия с глиной – лепка, разминание, оглаживание – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных. Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, образованию новых ассоциативных связей.
На занятиях используются и приемы глинотерапии. Глинотерапия — это перспективная методика, которая помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Процесс вмешивания глины носит терапевтический характер. Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Эта работа — хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой.

18. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по прикладному творчеству «ВОЛШЕБНАЯ КОРА» Разработчик: Бузовская О.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 8-17 лет
Срок реализации: 3 года
Программа разработана на основе авторского педагогического опыта обучения и воспитания детей в общении с природой и народным искусством, которая по новому использует технику резьбы по дереву при работе с древесной корой.
Программа предусматривает использование в образовательном процессе новых педагогических технологий, таких как проектная деятельность, основы сказкотерапии, которые позволяют педагогу сформировать в ребенке художественно-творческие способности, эстетическое мировоззрение, бережное отношение к природе и своему здоровью. Использование элементов сказкотерапии позволяет педагогу лучше понять воспитанников, определить их систему ценностей, и при необходимости мягко, ненавязчиво, путём сравнения характеров и действий сказочных персонажей, их внешних особенностей корректировать явные отклонения.
Основа обучения по представленной программе – это творческое развитие ребенка, возможность самовыражения, самоутверждения себя как личности, что требует от педагога тактичного подхода к работе каждого ребенка. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, учитывает разновозрастный и разно уровневый подход к учащимся. Предпочтение отдается личностно-ориентированному подходу к каждому ребенку, учитывающего его способности.

19. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа СТУДИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Разработчики: Финагеева Е.В., Петрова Д.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-10лет
Срок реализации: 4 года
Потребность в творчестве заложена в каждом ребёнке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Гармоничное развитие детей невозможно без приобщения их к мировой культуре.
Мультипликация, как и изобразительное искусство, развивает, обогащает чувственно-эмоциональную сферу детей, активизирует развёртывание интеллектуальной деятельности сознания и способствует формированию таких черт личности, как умение сосредоточиваться, трудолюбие, активность.
Занятия оказывают и воспитательное воздействие, поскольку в выборе тем и сюжетов, в характере их раскрытия и связанного с этим внутреннего переживания смыслов, изображаемого проявляется личное авторское отношение к ним, что способствует становлению у ребёнка системы духовно-нравственных ценностей и ориентиров.
Очевидны также образовательные возможности мультипликационной деятельности, ибо через неё происходит приобщение к истокам изобразительного искусства и духовным богатствам человеческой культуры. Задача взрослых – создать условия для творческой деятельности ребёнка, использовать и развивать творческий потенциал, заложенный природой в каждом.

20. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ШКОЛА РУКОДЕЛИЯ» Разработчик: Михайлова М.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: 3 года
Занятия бисероплетением и вышивкой вызывает у школьников большой интерес.  Кружковые занятия по обучению учащихся направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В процессе обучения они могут использовать свои знания при  создании более сложных композиций. У учащихся развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.
Изготовление изделий предполагается строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому, то, учитывая эти сложности предмета и технику безопасности, количество детей в группе не должно превышать 8 человек.

21. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» Разработчик: Ельченко С.Г., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Пение – вид музыкальной деятельности, наиболее доступный для человека. Из всех существующих музыкальных инструментов голос имеет особенную силу эмоционального воздействия. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на умственное развитие, формировании речи (возводит ее на более высокую ступень, а речь, как известно, является основой мышления).
Правильное вокальное воспитание детей должно осуществляться не только в кружках, но, в первую очередь, в школах. Заставить детей молчать невозможно: их голоса всегда слышны, они кричат, поют и часто неправильно. Поэтому вокальное воспитание необходимо осуществлять в школах и желательно начинать с раннего возраста.
Особенностью программы является обучение сольному пению в тесной взаимосвязи со смежными специальными дисциплинами: «вокальный ансамбль» большой и малой формы, культура речи, основы актерского мастерства, музыкально-теоретические дисциплины, хор (успешность этой формы работы может осуществляться лишь в тесном методическом контакте педагогов хорового и сольного пения, т.к. отсутствие у них единомыслия, касающегося главным образом характера звучание голосов детей, способно внести в занятия разногласия и вся работа педагогов утратит свое значение).

22. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по предмету «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» Разработчик: Кашина Е.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-18 лет
Срок реализации: 7 лет
Современная эстрадная музыка наиболее близка детям по сути, по духу, по времени.
Исполнение песен эстрадного репертуара позволяет ребенку наиболее полно раскрыть свои творческие способности, реализовать себя в исполнительстве. Публичные выступления ребенка на сцене развивают волю, внимание, мышление, уверенность в себе целеустремленность, умение достигать результата, помогает детям приобрести авторитет у сверстников почувствовать свою значимость. Занятия пением положительно влияют на общее самочувствие и здоровье ребенка. Пение укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
Современная эстрадная музыка коммерционализирована. Музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки. Борьба с псевдомузыкальным багажом является главной задачей педагога по эстрадному вокалу.
В настоящее время нет изданной программы по эстрадному вокалу для обучения детей. Поэтому педагогу необходимо систематизировать и обобщить теоретический опыт из разных источников — в этом актуальность данной программы.

23. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА «Радуга» Разработчик: Кадыкова Е.Ю., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Образовательная программа детского хорового коллектива «Радуга» адресована педагогам учреждений дополнительного образования детей, руководителям детских хоровых коллективов, вокальных ансамблей, образцовых коллективов, руководителям школ и студий хорового пения.
Программа направлена на овладение учащимися основных певческих навыков, развитие музыкальных способностей детей, овладение знаниями и умениями в области нотной грамоты, знакомство с историей музыкальной культуры своего края, России, зарубежных стран, воспитание и совершенствование эмоциональной сферы детей, формирование музыкальной культуры в целом.
В программе используется комплексный подход к выбору форм, методов и приемов обучения. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Интеграция программного курса с хореографией, навыками сценического движения, пластикой, режиссурой, инструментальным исполнительством и изобразительным искусством позволили создать на базе детского хорового коллектива «Радуга» музыкальный театр. Учитывая современные тенденции в хоровом искусстве, работа по данной программе создает возможность для создания более мобильных коллективов – ансамблей иностранной песни и солистов эстрадной песни в рамках детского хорового коллектива «Радуга».

24. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная комплексная программа отделения народной культуры «ШКОЛА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» Разработчики: Финогенова С.П.. Цацурина Н.С., Чайка И.Б., Фатеева М.И., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Программа адресована, прежде всего, педагогам учреждений дополнительного образования детей (школ искусств, фольклорных студий, кружков, школ раннего развития ребенка и т.п.), но также частично или полностью может использоваться учителями общеобразовательных учреждений.
Комплексность программы обусловлена тем, что, в отличие от современной культуры, которая узко специализирована, и изучение ее отдельных направлений не способствует выработке у детей целостного мировоззрения, народная культура в силу своей синкретичности дает понимание целостности картины мира и формирует целостное мировоззрение.
Программа соединяет в себе историю, этнографию, фольклорное ансамблевое и сольное пение, этносольфеджио, народное декоративно-прикладное творчество, основы народной хореографии, игру на народных музыкальных инструментах, обрядовую кухню и фольклорный театр.
Наряду с образовательным задачами, одним из важнейших принципов программы является воспитательный аспект. Программа призвана содействовать эстетическому воспитанию учащихся, через изучение родной культуры развить интерес и понимание достижений всей мировой художественной культуры в целом; способствовать раскрытию творческого потенциала учащегося, выявлению и развитию его природных способностей; содействовать социализации, развитию коммуникативных качеств; сформировать такие личностные качества как: патриотизм, уважение к предкам, забота о потомках, толерантность, понимание значимости семьи.

25. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «РИСУНОК» Разработчик: Куликова Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации: 4 года
Рисунок — древнейший вид изобразительного искусства. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессиональной подготовки художника. Любое художественное произведение начинается с рисунка. С его помощью художник фиксирует свой первоначальный замысел в эскизах. Рисунок может быть подготовительным этапом создания живописных работ, но может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Он является средством познания и изучения действительности.
Данная программа учит видеть и изображать предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга, передачу световоздушной среды различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном; закладывает основы наблюдательности, т.е. наглядной перспективы.
Программа предусматривает весь спектр заданий по рисунку: рисование на основе непосредственного наблюдения с натуры, т.е. аналитическое рисование; рисование по памяти; рисование по представлению или воображению.

26. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «КОМПОЗИЦИЯ» Разработчик: Куликова Е.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации: 4 года
Любая работа — рисунок, этюд, набросок и т.д. предполагает умение компоновать. Композиция – основа любого произведения.
Данная программа предлагает такую систему занятий по композиции, в которой акцент делается на умение продумывать определенное содержание, тему, находить конкретный, выражающий мысли и чувства сюжет и уметь этот сюжет реализовывать в эскизе. В этом учащимся помогают знания и умения, приобретенные в процессе изучения рисунка и живописи. Параллельно с этим идет и процесс освоения законов, методов и приемов композиции, знание которых является определяющим моментом любого творческого процесса. Таким образом, композиция оказывает интегрирующей дисциплиной, вбирающей в себя все художественные знания и умения.

27. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по хореографии «НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» Разработчики: Селезнев В.И., Глазкова Л.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 9-15 лет
Срок реализации: 5 лет
Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографического образования. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся. Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В школах искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений.
Учащиеся приступают к изучению этого предмета на третьем году обучения, начиная заниматься на середине зала с освоения элементов народного танца в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузкой на мышечный аппарат, которые доступны учащимся, имеющим подготовку по классическому танцу лишь в объеме одного года и могут изучаться без применения станка, принятого в народно — сценическом танце.
При изучении каждого из разделов программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями входящих в него народных танцев, рассказывать о народных обрядах, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения.
Целью программы является создание условий для реализации креативных способностей детей с помощью занятий хореографией.
Задачи программы:
научить детей основам народно-сценического танца;
развить эстетический вкус посредством танцевального и музыкального народного творчества;
развить у ученика координацию движений, ловкость, силу;
развить исполнительскую технику, выразительность и музыкальность.

28. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по хореографии «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» Разработчик: Гришаенко Т.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 7 лет
Программа по классическому танцу является составной частью концепции развития ДШИ №8. Школа дает возможность обучения каждому ребенку, вне зависимости от его физических данных и творческих способностей. Однако система и материал обучения данной программы позволяет выпускникам получать профессиональное образование в средне-специальных учебных заведениях.
Формирование творческой личности происходит как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения, затрагивающего и взаимодействующего с различными сферами хореографического искусства (народный танец, историко-бытовой, современный танец, джаз-модерн и т.п.), а также смежными видами искусств, например, с музыкой, актерским мастерством и т.д.
Программа предусматривает разноуровневое обучение. Она состоит из трех блоков (модулей), объединенных единой целью и задачами обучения и воспитания, каждый из которых предполагает разный уровень освоения материала и углубления предметной деятельности, а также работу с детьми с разными физическими данными и творческими способностями.

29. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по хореографии «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ» Разработчик: Суетина Ю.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: 5 лет
Данная программа разработана на основе опубликованных хореографических образовательных программ и методических материалов, а также опыта, накопленного в результате профессиональной исполнительской  и педагогической деятельности.
В программе используются следующие современные образовательные технологии, наиболее применимые к хореографии с точки зрения получения максимального эффекта в процессе обучения детей танцевальной лексике:
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
технология уровневой дифференциации;
информационно-коммуникативные технологии;
коллективное творческое дело (КТД);
технология взаимообучения;
социально-воспитательные технологии (технология развития самостоятельности).
Отличительные особенности программы:
введение в традиционный курс современного танца (с изучением основных базовых техник) элементов модерн – джаз танца,  хип-хопа, афро-джаз танца, гимнастики;
изучение техники импровизации, контактной импровизации, с целью обеспечения максимально полного раскрытия творческого потенциала учащихся, гармоничного развития физической и эмоциональной стороны личности.

30. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по курсу «ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА»  Разработчик: Финкельштейн А.А., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 6-16 лет
Срок реализации: 3 года
В основу  программы заложен деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами Танца. Таким образом, ребенок на всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой (на более высоких ступенях) — художника, композитора, режиссера, автора танца в целом.
Основная задача программы – вскрыть спортивно-педагогические закономерности, вооружить педагога и ученика знаниями, которые необходимы для решения задач, возникающих на танцевальных занятиях; как обеспечить физическую подготовленность и решить воспитательные задачи; как строить и проводить занятия, чтобы добиться максимально положительных результатов в формировании личности, укреплении здоровья, улучшении физического развития, совершенствовании двигательных способностей человека, в подготовке будущих спортсменов.
Программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание танцевальной культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Содержит необходимый минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений, способствующих гармоничному  развитию танцевальных способностей учащихся.

31. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «Четвертая стена» Разработчик: Михайлов В.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 7 лет
Отличительными особенностями данной программы является то, что основной упор в образовательной деятельности делается на раскрытие перед ребенком такого вида искусства в мировой культуре, как театральное искусство. Образовательный курс составлен таким образом, чтобы по его окончании учащиеся имели объемное представление о развитии театрального искусства от древней Греции до наших дней. Изучая на уроках истории театра основные законы его развития, параллельно на уроках актерского мастерства происходит знакомство с актерской техникой того или иного исторического периода, что способствует лучшему усвоению теоретического материала и развитие практических навыков актерской психотехники. В основе программы лежит система актерской психотехники К.С. Станиславского, труды М.И. Кнебель, Н. Новицкой, М. Ершовой, М. Чехова, Е. Гротовского и других ведущих деятелей театрального искусства.
Образовательный курс разделен на три ступени: первая с 1-3 год обучения, вторая 4-7 год обучения, третья – непосредственно театральная студия или абитуриентский класс. На первой ступени учащиеся знакомятся с основами актерской психотехники. На второй ступени обучения происходит знакомство с  актерской психотехникой в ее историческом развитии.
Основной образовательный курс заканчивается на седьмом году обучения, по окончании которого учащийся  по желанию переходит в театральную студию (абитуриентский класс), где он в последующие годы реализует полученные знания, умения и навыки в своей сценической деятельности.

32. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по прикладному творчеству «ТЕАТР МОДЫ» (для детей с ОВЗ) Разработчик: Штирбу О.В., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 10-16 лет
Срок реализации: 2 года
Программа реализуется на базе коррекционной Школы-интерната №117 для детей с нарушением слуха.
Дизайн одежды – одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Основная цель программы – содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающегося.
Программа знакомит с основами дизайна, изобразительного творчества, обучает разработке эскиза костюма. Формируется устойчивый интерес к искусству дизайна, развивает фантазию, эстетический вкус, пространственное мышление и способность визуализации идей.
В процессе освоения программы обучающимся предоставляется возможность почувствовать себя причастными к миру высокой моды, развить свои художественно-творческие способности.
Обучение проходит в разновозрастной группе, что не мешает выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося.

33. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «МЯГКАЯ ИГРУШКА» Разработчик: Борисова С.Н., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Образовательный модуль «Мягкая игрушка» предназначен для работы в кружке и является составной частью образовательной программы «Школа рукоделия» (реализуется на базе П/К «Товарищ-2»).
Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходит через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
С развитием новых технологии и созданием новых материалов, значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала, мягкая игрушка стала красивее и наряднее. Игрушка, которую выполняет ребенок своими руками очень дорога ему. Так же эти изделия нравятся его близким, они приносят радость и настоящее эстетическое наслаждение.
Используя многообразие наглядного и демонстрационного материала, данная программа позволяет ребенку приобрести навыки художественного творчества, представление о пропорциях, выразительности формы, отделки, декоративных свойствах материала.

34. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «3 D — МОДЕЛИРОВАНИЕ» Разработчик: Куликова Е.П., ПДО ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: техническая, художественная
Возраст детей: 10 -16 лет
Срок реализации:  2 года
Программа реализуется на базе П/К «Арт-студия».
Освоение 3D-технологий – это новый мощный образовательный инструмент, который может привить школьнику привычку не использовать только готовое, но творить самому – создавать прототипы и необходимые детали, воплощая свои конструкторские и дизайнерские идеи. Эти технологии позволяют развивать междисциплинарные связи, открывают широкие возможности для проектного обучения, учат самостоятельной творческой работе. Приобщение школьников к 3D-технологиям «тянет» за собой целую вереницу необходимых знаний в моделировании, физике, математике, программировании. Все это способствует развитию личности, формированию творческого мышления, а также профессиональной ориентации учащихся.
Знакомясь с 3D-технологиями, школьники могут получить навыки работы в современных автоматизированных системах проектирования, навыки черчения в специализированных компьютерных программах как международного языка инженерной грамотности.
Программа формирует представление об основах компьютерной трехмерной графики и моделировании, компьютерных системах 3D-моделирования; знакомит с методами представления трехмерных объектов на плоскости, основными инструментами и операциями по созданию трехмерных моделей в Компас3DLT и AutodeskMeshmixer; основными приемами подготовки и выполнения 3D- печати.

35. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «МОЛОДЕЖНОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОРТАЛ» Разработчик: Киреева В.А., педагог-организатор ДШИ №8 «Радуга»
Аннотация
Направленность: художественная, социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 16-21 год
Срок реализации: 1 год
(Программа реализуется на базе П/К «Арт-студия».
Актуальность программы молодежного театра определяется необходимостью успешной социализации подростков  и  молодежи в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Основные направления деятельности в рамках программы:  
— Азы сценического мастерства (особенности речи, характера героя, образ и действие, сценическое  пространство).
— Работа над небольшими по объёму спектаклями.
— Знакомство с гримом и его  видами.
— Импровизация. Создание  костюмов.
— Создание декораций и бутафории к спектаклям.